Как снимают трюки в кино

Как снимают трюки в кино

В октябре в соцсетях выложили видео с Томом Крузом и съемочной группой на крыше движущегося поезда. Зачем в 2020 году актеры сами выполняют трюки в кино? Неужели не придумали ничего посовременнее и безопаснее?

Зачем он туда залез?

Том Круз участвует в съемках седьмой части франшизы «Миссия невыполнима», которые проходят в Норвегии. В отличие от своих коллег, актер предпочитает сам выполнять трюки, даже очень опасные: лазает по скалам, летает на раме вертолета, прыгает с парашютом и выпрыгивает из окна. Это уже стоило ему сломанной ноги, но не убедило отказаться от рискованных сцен.

К примеру, на съемках «Миссия невыполнима: Протокол «Фантом» в 2011 году Круз поднимался по стене небоскреба. Это была башня Бурдж-Халифа в Дубае высотой 828 метров. Сцену снимали несколько дней, так как вертолеты с камерами не могли долго зависать на месте. Круз несколько раз ударился о здание из-за сильного ветра, который раскачивал трос. Когда съемки закончились, актер сам поднялся на самый верх, чтобы сфотографироваться на память.

Самый рискованный и дорогостоящий трюк в истории кино — это пересадка из одного самолета в другой в фильме «Скалолаз» 1993 года. Его выполнил каскадер Саймон Крейн на высоте 4 700 метров. На съемки эпизода потратили $1 млн.

На съемках «Обливиона» в 2013 году Круз ездил на настоящем мотоцикле и даже выполнял небольшие прыжки. Речь о сцене, где герой извлекает мотоцикл из летательного аппарата и мчится на нем вместе с героиней Ольги Куриленко. Для фильма на заказ изготовили мотоцикл на базе внедорожника. Сами сцены снимали в Исландии, с помощью вертолета и автомобиля. В ходе репетиций Круз даже падал на землю, но не сдавался.

Как готовились к эпизоду с мотоциклом

В фильме есть и другая техника. За нее отвечал Дэниэль Саймон, который работает с такими автогигантами, как Volkswagen. По сюжету герой Круза — Джек Харпер — передвигается на реактивном летательном аппарате. Саймон построил полноразмерную модель из углепластика и стекловолокна, которую на площадке прозвали «пузырем».

Как и полноразмерный макет дрона, «пузырь» не мог передвигаться, зато актерам было проще добиться реалистичности в игре. Чтобы снять пролеты, аппарат ставили на подвижную гидравлическую платформу и запускали с помощью специальной панели управления на компьютере. Платформа двигалась вверх, вниз, влево, вправо, а также поворачивалась вокруг своей оси под разными углами.

В фильме «Начало» Кристофера Нолана есть сцена с дракой в невесомости. Чтобы ее снять, создали вращающийся коридор, где актеры перемещались между стенами и потолком. Джозефу Гордону-Левитту пришлось несколько недель тренироваться, чтобы научиться драться в невесомости.

Как актеры «летают» в кадре?

Сцена с пролетом на двери вертолета из фильма «Миссия невыполнима: Племя изгоев»

Не все готовы, как Том Круз, выполнять рискованные трюки на высоте. Иногда это еще и физически невозможно: например, если нужно в прямом смысле лететь. В таких случаях используют разные методы.

Самый простой и традиционный — это подвесить актеров или каскадеров на тросе. Каскадеры здесь справляются лучше, так как у них богатый опыт акробатических трюков. Есть даже специальные бригады — риггеры, которые специализируются на этом. Позже, на монтаже, тросы стирают и дорисовывают недостающие элементы.

Человек-паук в одноименной франшизе «летает» с помощью тросов

Если летать приходится самим актерам, они проходят специальную подготовку: чтобы не бояться высоты, не терять сознание и натренировать нужные мышцы. Иногда на съемках приходится висеть по несколько часов вверх ногами, изображая падение. При этом камеры тоже переворачиваются: на 90 или 180 градусов.

Следующий уровень — это речеты, пневматические пушки, которые «выстреливают» актерами, чтобы изобразить полеты на большие расстояния.

На съемках телесериала «Беловодье» для полетов использовали речеты

Наконец, самый продвинутый вариант — digital double, цифровой двойник. С помощью компьютерной графики, на основе множества фотографий с разных ракурсов, создают цифровую копию актера. При этом волосы и одежда реагируют не движение и ветер. Чтобы создать одного персонажа, уходит несколько месяцев, зато он выполняет самые опасные и невозможные трюки. Такой прием все чаще используют в фильмах о вселенной Marvel.

Цифровой двойник для Хью Джекмана на съемках «Логана»

Цифровых персонажей активно использовали и в фильме «Вратарь галактики» Джаника Файзиева.

Репортаж о том, как снимали «Вратаря галактики»

Цифровые двойники все активнее вытесняют живых людей в кино. Их используют не только для трюков, но и в качестве полноценной замены актерам в кадре.

Самый масштабный пример показал Джеймс Кэмерон в «Аватаре»: там реальных актеров «оцифровывали» с помощью специальных датчиков на теле и 3D-анимации, и на экране они представали в виде цифровых аватаров.

Но еще до Кэмерона умершего на съемках Брэндона Ли воссоздали в фильме «Ворон» в 1993 году. Для этого применили CGI-анимацию (computer-generated imagery, или «изображения, сгенерированные компьютером»): когда изображение на экране генерируют с помощью 3D-графики.

CGI-анимацию использовали во время работы над фильмом «Мстители: Войны бесконечности»

То же проделали и с Оливером Ридом, погибшем на съемках «Гладиатора» (2000).

А в фильме «Гемини» для главного героя создали цифрового близнеца, который появляется кадре вместе с настоящим Уиллом Смитом.

С помощью технологий хотели вернуть на экраны умершую Кэрри Фишер в «Звездных войнах» и Пола Уокера в «Форсаже». У продюсеров франшиз осталось достаточно снимков, чтобы «воскресить» актеров. Но в обоих случаях они отказались от этой идеи. Возможная причина в том, что к анимированным фантастическим героям зритель уже привык, а вот цифровой двойник реального человека будет смотреться странно. Хотя нейросети и анимацию уже вовсю используют, чтобы омолодить или состарить актеров в кадре — например, в «Ирландце» или «Пиратах Карибского моря».

Некоторые актеры всерьез опасаются, что их могут заменить цифровыми двойниками еще при жизни. Тот же Том Круз, например, уничтожил все исходники со съемок «Обливиона» и хранит единственную копию у себя, в строжайшем секрете.

Как снимают автотрюки и погони

Эта категория трюков — одна из самых сложных, и ею занимаются люди, которые учатся этому всю жизнь.

Когда автомобиль готовят к трюкам, его специально укрепляют: сваривают каркас, армируют, дорабатывают двигатель и подвеску. Иногда на это уходит полгода. Зато такая машина выдержит любые кульбиты и никому не навредит. Для съемок скоростной езды часто используют Russian Arm («русская рука») — специальный подвижный кран с камерой. Их устанавливают на скоростные автомобили вроде Porche.

Russian Arm в действии

Автомобили часто снимают с меньшей частотой кадра, а затем увеличивают ее на монтаже: например, с 22 до 24 в секунду. Это позволяет добиться большей скорости на экране без лишнего риска.

Самый простой вариант — когда актер беседует с кем-то внутри автомобиля. Машину (или даже ее часть) ставят на движущуюся платформу, которую возят по площадке.

Когда снимают актера за рулем, машиной в этот момент управляет каскадер, который сидит на крыше в специальной металлической кабине с кучей рычагов.

Чтобы снять машину, которая летит с обрыва, используют таран или воздушную пушку. Для большего эффекта у автомобиля отваливается колесо или дверь — за это отвечает специальная техника.

Если автомобиль должен кувыркаться во время падения, он съезжает со специального трамплина. За водительским креслом монтируют воздушную пушку с жидким азотом, чтобы, при нажатии на газ, машина взлетела вверх. При этом стойки дополнительно укрепляют, чтобы не причинить травмы каскадеру внутри.

Но задача усложняется, когда машины едут вплотную друг к другу: из-за пушки у них могут отлетать болты и другие детали, которые повредят соседний автомобиль. Поэтому для съемок «Безумного Макса: Дорога ярости» сделали специальную пневматическую лопатку-флиппер, которая прижимается к днищу, как только машина ударится о землю. Каскадер Гай Норрис поставил рекорд: 8,5 оборотов в автомобиле, который ехал со скоростью 96,5 км/ч. Увы, в финальную съемку попало только пять оборотов.

Чтобы снять сцену, где 16-колесная фура разгоняется до 96 км/ч и влетает в другую, Норриса посадили в специальную выносную клеть на рельсах сбоку от кабины. После столкновения она продолжала двигаться вдоль машины, сбавляя скорость.

С помощью самой большой воздушной пушки сняли переворот 18-колесного грузовика в «Темном рыцаре». Сложность заключалась в том, что это была очень узкая улица в Чикаго со стеклянными фасадами с обеих сторон. Под землей проходила линия метро, и в асфальт стрелять тоже было нельзя. Поэтому сцену сначала отрепетировали на пустыре, а затем нашли две точки на всем отрезке, где можно было выстрелить пушкой.

В фильме «Человек с золотым пистолетом» 1974 года использовали один из самых сложных автотрюков с технической точки зрения. Это сцена погони Джеймса Бонда в Таиланде с переворотом автомобиля. Идея трюка принадлежит американскому гонщику Джею Миллигану, а за техническое воплощение отвечал Реймонд МакГенри — специалист по аэронавтике, физике полетов.

Он разработал специальную программу HVOSM, которая учитывала законы динамики твердых тел, а также — взаимодействие деталей и материалов: шин, подвески. Сначала сцену отрисовали на компьютере. МакГенри в точности воссоздал все особенности рельефа, рассчитал угол взлета и приземления. В итоге сцену сняли с одного дубля, а машина перевернулась в воздухе на 270 градусов.

Та самая сцена из «бондианы»

Подписывайтесь также на Telegram-канал Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник: trends.rbc.ru

Читайте также: